Назад
Назад
Тренерский, менеджерский и руководящий состав команды
Назад
Список кандидатов в сборную команду 2011
Федерация гребного слалома России
119270, г. Москва, наб. Лужнецкая, д. 8, стр. 1, ком. 255 [email protected]
Сборная России
Регионы

Александр Чайка вспоминает о поездках слаломистов в начале 70-х годов в Кутаиси и Ригу

Александр Чайка вспоминает о поездках слаломистов в начале 70-х годов в Кутаиси и Ригу
11.06.2019
Александр Чайка вспоминает о поездках слаломистов в начале 70-х годов в Кутаиси и Ригу
Ветеран советского гребного слалома Александр Чайка продолжает вспоминать о первых шагах вида спорта в СССР. Сегодня публикуем рассказ о поездках в начале 70-х годов ХХ века в Кутаиси (Грузия) и Ригу (Латвия).

Ветеран советского гребного слалома Александр Чайка продолжает вспоминать о первых шагах вида спорта в СССР. Сегодня публикуем рассказ о поездках в начале 70-х годов ХХ века в Кутаиси (Грузия) и Ригу (Латвия).


Кемерс

Мне удалось дважды побывать в этом древнем городе на соревнованиях, в 1972 и 1973 годах. Кутаиси известен своими памятниками архитектуры, жаль, что на них, как обычно, не хватает времени. Где-то на холмах и среди узких улиц остались стоять без нашего внимания церкви, руины храм Баграта и Гелатский монастырь с уникальными фресками, вместе со всей 2-тысячелетней историей удивительной страны Грузии.

В тот год уровень воды в реке все время менялся. Переносились старты, отменялись заезды, у меня и Павла Костюнина украли лодки - все это лишние нервы и хлопоты для всех. В конце концов, идешь по трассе, а ворота высоко в небе. Такие соревнования больше похожи на игру в рулетку, можно было бы и не вспоминать эти гонки, если бы не два события.

В один такой жаркий день перед соревнованиями, мы не пошли на тренировку. Это был не знак протеста, а скорее стон души. Сидим в гостинице, входит Валентин Лютвинский.

- Почему не пошли на тренировку?

Нет, он не кричал, он вообще никогда не повышал голоса, говорил всегда спокойно, четко выражая мысль. Не рубил фразами, но все исполнялось без проблем. Но не в этот раз.  До сих пор помню тот обжигающий стыд за себя. И все же истинный смысл цены тогда пропущенной тренировки я понял много лет спустя.

- Чтобы научиться побеждать, мало накаченных мышц, техники и опыта. Необходимо еще уметь заставить себя работать в таких условиях, когда другие отступают. Пока себя не победишь - ничего не получится, вот что хотел донести до нас Лютвинский.

Возвращались домой поездом, было по-прежнему, жарко. В расписании движения ночью была большая остановка на разъезде у берега моря. Мы мечтали искупаться этой ночью. Где-то около часа ночи поезд, наконец, остановился. Человек восемь, вместе с Лютвинским, выпрыгнули из душного вагона и направились к морю. Одежду не брали, зачем она в час ночи? Море шелестело рядом, перед ним на пути стоял еще товарный поезд. Перепрыгнули через него и наконец, оказались в прохладной воде. Светила полная луна, тела наши тоже светились, что-то сказочное было в этом купании, словно исполнялось таинство посвящения. Правда, мы здесь, а поезд – там… Что- то стукнуло, я с тревогой оглянулся, поехал товарный состав. Тревога не отпускала, и тут я заметил, что над крышами товарняка трубы наших вагонов тоже двинулись.

- Поезд поехал!

Вот здесь бы нормы по бегу с препятствиями сдавать! Словно падшие ангелы, поднялись мы на полотно. В руках только вафельные полотенца, мчим к поезду. А он уже набрал ход. Наш вагон давно ушел вперед, остались два последних вагона. На проносящуюся подножку вскакиваю вместе с Табачниковым, на последнюю забрался Лютвинский и еще двое ребят, краем глаза вижу, что не все сели, когда поезд пошел в поворот. Думаю, что же делать, когда Табачников говорит:

- Прижимайся, поворачивает!

Прижались, вагон был черным от грязи. А в это время Лютвинский уже подсаживал кого-то из ребят в окно. Сорвали стопкран и отставшие сумели догнать поезд.

Так, благодаря Валентину Павловичу, это приключение счастливо завершилось и все мы остались не очень белыми, но пушистыми. Потеряли, правда, несколько полотенец, да сбили ноги об щебенку, но это же ерунда перед возможностью остаться ночью, между станциями, под яркой луной!

Еще два места соревнований тех лет, о которых хочется сказать потому, что это уже история и современный гребной слалом может успешно обходиться без них. Это Айвиекста и Рига.

Айвиекста - такая небольшая река в Латвии. На ней находится Айвиекстская ГЭС в 0,8 Мвт мощностью. Это была первая ГЭС в Латвии и заработала в 1925 году. До 1938 года станция считалась самой мощной в стране, теперь - самая малая, но действующая до сих пор.

На речке, используя водосбросные сооружения, ежегодно проводят соревнования туристы-слаломисты. В мае 1971 года рижане пригласили на эти гонки. Трасса проходила через «гребенку» - бетонный канал, где гасится энергия воды. Канал этот довольно мелкий, и Школьников, перевернувшись, выбил себе зуб, но в остальном понравилось. Для многих ветеранов это были их первые старты. Условия там максимально приближенные к туристским, ночевали в сарае, с остатками сена. Утром проснулся от чужого присутствия. Прямо возле головы стоял аист и внимательно меня разглядывал. Видимо, признав своего, моргнув для приличия глазом, аист удалился вглубь сарая и там защелкал.

Соревнования на первенство Риги 7-9 ноября стали традиционными. Тогда они совпадали с праздниками, проводились на теплой воде канала ГРЭС и были завершающими гонками года, но не для итогов, а для праздника и встречи друзей.

Приведу результаты соревнований в классе байдарок-одиночек среди мужчин 1972 года просто, чтобы напомнить имена тех участников в порядке завоеванных мест.

Слалом К-1:

Ставро, Кемерс, Казимиров, Озолиньш, Дзиговский, Чайка.

Скоростной спуск (от канала по озеру до базы):

Чистяков-11,38, Казимиров-11,45, Дзиговский-11,54, Грюнвальд-11,55, Чайка-12,02, Кемерс-12,05, Ставро-12,12.

Кулов-Михалин